20 февраля в институте художественного образования проходит IV Всероссийская научно-практическая конференция «Учебная и научная иллюстрация».
С приветствием к участникам конференции обратился директор института художественного образования Дмитрий Ткаченко. По его словам, тема конференции чрезвычайно важна и уже не одно столетие интересует учёных. «Тема серьёзная и фундаментальная, она требует развития. Поэтому было принято решение преобразовать наши встречи в формат конференции, — подчеркнул Дмитрий Александрович. — Научная и учебная иллюстрация позволяет сделать знания более доступными. Сегодняшняя конференция будет полезна и для развития нашего университета, и в целом для развития науки».
Председатель программного комитета, профессор кафедры искусствоведения и педагогики искусства РГПУ им. А. И. Герцена Елена Блинова заметила: «Любая мысль должна быть закреплена. Мы оформим наши идеи в виде небольших статей и постараемся выпустить первую коллективную монографию, посвящённую учебной и научной иллюстрации. Я надеюсь, это будет наше периодическое издание. В рамках этой большой научной темы настолько много направлений, что всем есть, что сказать». Темой выступления Елены Константиновны стала научная атмосфера как предмет изображения. Она подчеркнула, что научная атмосфера — это условие развития познавательной активности. Сергей Рубинштейн, в свою очередь, утверждал, что мышление — это не деятельность, а активность. Елена Блинова выделила ряд сущностных составляющих познавательной активности, в частности деятельное отношение личности к миру, а также способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.
Доклад директора музея Герценовского университета Екатерины Колосовой был посвящён учебникам и художникам Сиротского института императора Николая I. «В музее каждый предмет имеет свою историю», — отметила Екатерина Матвеевна. Также она подчеркнула, что в Сиротском институте работали не только художники, но также и скульпторы, например, академик Александр Снигиревский.
Заведующая кафедрой искусствоведения и педагогики искусства Герценовского университета Ольга Сапанжа на примере альбома «Евгений Онегин» 1947 года рассказала о наглядных материалах для школьных выставок. По её словам, 50-е годы прошлого века — время семилетнего образования, дети успевали овладеть навыками счёта и письма, а серии альбомов, в том числе по произведениям Александра Сергеевича Пушкина, позволяли в условиях отсутствия богатых библиотек и вспомогательных материалов организовать базовый взгляд на литературу.
Для многих участников III Всероссийская научно-практическая конференция «Научная иллюстрация» в прошлом году стала толчком для развития новых тем. Так, доцент кафедры искусствоведения и педагогики искусства РГПУ им. А. И. Герцена Татьяна Гильдина уже не первый год участвует в конференции. Многие из присутствующих хотят и в следующем году принять участие в конференции, которая станет юбилейной.
Выступления докладчиков были посвящены широкому спектру вопросов в сфере современного художественного образования — от особенностей ботанической и исторической иллюстрации до работы с чертежами столярных изделий. Онлайн к конференции подключились докладчики из разных регионов России: из Москвы, Татарстана (г. Набережные Челны), Башкирии (г. Уфа), Карелии (г. Петрозаводск). Для молодых учёных предусмотрена отдельная секция. Кроме того, у всех желающих будет возможность принять участие в круглом столе и практическом мастер-классе на факультете биологии. Участники мастер-класса нарисуют живых амёб, наблюдая их в микроскоп.
Текст и фото: Педагогические вести