Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения
Обычная версия сайта

Институт

детства

Институт детства – уникальное научно-образовательное пространство Университета, соединяющее неравнодушных людей, объединенных безусловной любовью к миру Детства. Институт ориентирован на подготовку бакалавров, магистров, исследователей в сферах дошкольного и начального образования, психологического и социально-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста, психофизиологии и психологии ребенка, домашнего и семейного воспитания дошкольников и младших школьников, раннего обучения детей иностранным языкам.

История института неразрывно связана с историей Герценовского университета. 2023 год - юбилейный для подразделений - 105 лет назад, в 1918 году на базе Петербургского Фребелевского общества содействия воспитанию детей, Указом наркома просвещения А.В. Луначарского в Петрограде был создан первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников - Педагогический Институт Дошкольного Образования. Новейшая история института детства начинается в 1995 году, когда Ученый совет принял решение об организации в структуре университета института дошкольного и начального образования на базе двух факультетов: дошкольного образования и начального образования. В 2003 году произошло объединение этих факультетов в единое структурное подразделение Герценовского университета - институт детства. Особой миссией нового подразделения стало создание междисциплинарного и мультиметодического пространства подготовки современного специалиста для поддержки современного детства - пространства непрерывного педагогического образования профессионалов для работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Институт детства направляет свои ресурсы на построение особого научно-образовательного пространства подготовки современных педагогов для систем дошкольного и начального образования, ориентированного на сохранение Петербургских традиций и взглядов в вопросах профессионального становления Педагога для детей от 0 до 12 лет и поиск новых идей и решений, связанных с его непрерывным профессиональным развитием. Подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в сфере современного детства осуществляется на основе реализации наукоемких, гибких и практикоориентрованных основных образовательных программ/

В институте сохранились и активно развиваются уникальные научно-методические школы: кафедры дошкольной педагогики, объединенная общностью теоретических взглядов на процессы воспитания и развития дошкольника, способы его педагогического сопровождения. Начиная с 1937 года на кафедре защищено более 130 кандидатских и докторских диссертаций. Школа педагогики и психологии начального образования. Среди ее ярких представителей - А.А. Люблинская, известный советский психолог, под руководством которой в 60 – х годах ХХ века были разработаны программы и учебники для начальной школы. А.И. Раев – инициатор введения в подготовку учителя начальных классов блока психолого-педагогических дисциплин, научный руководитель исследования, посвященного созданию системы формирования общих умственных действий ребенка. Школа детской психологии, психофизиологии ребенка и педагогики семьи. Подготовку будущих педагогов дошкольных учреждений и младших классов, обучавшихся в нашем вузе вели такие выдающиеся психологи как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Регуш. Под научным руководством профессора В.Г. Каменской была создана лаборатория психофизиологической диагностики. Школа языкового и литературного образования ребенка, созданная Т.Г. Рамзаевой и Е.О. Путиловой стала разработчиком системы обучения родному языку, методика детского чтения признана лучшей в практике начального образования. Школа детской речи объединила интересы ученых в развитии новой научной дисциплины – онтолингвистики. Основателем направления стала С.Н. Цейтлин. Методическая школа раннего обучения иностранным языкам известна созданием единой концепции раннего обучения иностранному языку в дошкольных организациях и начальной школе.

В институте детства: создан журнал «Комплексные исследования детства» (главный редактор доктор педагогических наук, профессор А.Г. Гогоберидзе). Издание публикует комплексные исследования в области современного детства, в том числе теоретические обзоры, экспериментальные исследования, методические статьи. Функционируют две научно-исследовательские лаборатории: лаборатория Онтолигвистики (научный руководитель: доктор филологических наук, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена С.Н. Цейтлин) и лаборатория Комплексного исследования детства (научный руководитель: доктор биологических наук, профессор Е.И. Николаева).

Важным шагом для позиционирования института детства как пространства – открытого городу стал запуск проекта «Детская читальня» - новой совместной площадки института детства и Фундаментальной библиотеки. Площадка позволила сохранить вековые традиции Университета и возродить Читальню, которая работала при Показательной библиотеке по детскому чтению еще в начале ХХ века.

Институт детства бережно сохраняет Санкт-Петербургские традиции подготовки специалистов для маленьких детей и активно развивается вместе с современными инновациями.

Программа "Орлята России"

Новости института детства

10 апр 2024

Всероссийская научно-практическая конференция «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛА, ВУЗ»

10.04.2024 в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛА, ВУЗ», соорганизатором которой выступил РГПУ им. А.И. Герцена. Мероприятие было нацелено на создание условий для конструктивного диалога между представителями научного и педагогического сообщества, молодыми педагогами и студентами, классными руководителями и наставниками по проблеме воспитания подрастающего поколения, а также распространение опыта воспитательных практик при реализации программы «Орлята России».
В приветственном слове ректор УлГПУ Игорь Петрищев отметил, что в настоящее время воспитание подрастающего поколения должно основываться на общенациональных ценностях и обеспечивать безопасность и устойчивость общественно-государственного устройства.
На пленарном заседании конференции выступила заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка института детства РГПУ им. А.И. Герцена Людмила Савинова, раскрыв проблему организации детского наставничества в системе работы по программе «Орлята России».
В целом программа конференции была насыщенной и практикоориентированной, что так необходимо сегодня педагогам, реализующим программу развития социальной активности младших школьников. Секция, посвященная проблеме развития детской инициативы при реализации программы «Орлята России» под руководством к.п.н., доцента Дормидонтовой Л. П. была полезна как учителям начальной школы, так и педагогам высшей, а мастер-классы секции под руководством к.п.н., доцента Заббаровой М. Г., заинтересовали и студентов, и педагогов.
Площадка УлГПУ дала еще одну возможность выработать общую стратегию работы базовых вузов по реализации программы «Орлята России».
IMG_20240410_121957.jpg IMG_20240410_110530.jpg 

Возврат к списку